ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС

ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ВВЕДЕНИЕ

О взгляде со стороны, замечательной книге и особенностях «диалога»

Коммерческая разведка и информационная неопределенность

Ошибки топ – менеджеров с позиций коммерческой разведки

О «доблестных» разведчиках и «коварных» шпионах

О взгляде со стороны, замечательной книге и особенностях «диалога»

Прежде всего, хочу поблагодарить уважаемого посетителя за посещение этого сайта, а следовательно за оказанное автору доверие или простое любопытство. Содержание этого ресурса является логическим продолжением и дальнейшим развитием темы СТРАТЕГИЧЕСКОГО РИСК – МЕНЕДЖМЕНТА по сайту:

«ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Признаться, с создания указанного ресурса я и не помышлял о скором создании нового интернет – проекта, однако два события буквально заставили меня вновь вернуться к данной теме.

*                  Первое событие – некоторые отзывы, письма и вопросы, поступившие в мой адрес от заинтересованных посетителей сайта и касающиеся, в основном, особенностей создания и функционирования, специализированных бизнес – единиц.

*                  Второе – случайно попавшая в руки, весьма замечательная книга профессора менеджмента Сидни Финкельштейна «Ошибки топ – менеджеров ведущих корпораций анализ и практические выводы».

И, поскольку, во всяком случае на мой взгляд, содержание указанного произведения напрямую связано с вопросами, относящимися непосредственно к СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РИСК – МЕНЕДЖМЕНТУ и Вашими практическими интересами к данной теме, решил еще раз вернуться к вопросам информационно – аналитического обеспечения предпринимательской деятельности и достижения превосходства в бизнесе.

Возвращаясь к Вашим вопросам, вновь хочу признать – я не являюсь профессионалом в бизнесе, а потому все, с чем Вы столкнетесь на страницах данного сайта, по сути, является взглядом со стороны и, к тому же, взглядом постороннего.

Посему еще раз акцентирую Ваше внимание на том, что все высказанные здесь теории и мысли не являются истиной в последней инстанции, и тем более НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ШАБЛОНОМ при поисках и принятии важных управленческих решений. В конце концов Вам и только Вам судить об эффективности и применимости предлагаемых методик в своем бизнесе.

Наконец, о самой книге и особенностях диалога. Дабы не нарушать законы об авторском праве и права издательства «Альпина Бизнес Букс», я построил изложение своих теорий и мыслей в качестве заочного диалога непосредственно с Автором данного произведения. В тех местах, где казалось бы, что без воспроизведения частей книги не обойтись, я изложу свое видение представленной проблемы без прямого цитирования. Думаю, что никто не сможет упрекнуть меня в плагиате или хищении чужих идей.

Надеюсь, что представленные на этих страницах мысли, теории и методики принесут Вам практическую пользу или, хотя бы, будут интересны своим содержанием. Еще раз рекомендую найти и ознакомиться с первоисточником – книгой профессора менеджмента Сидни Финкельштейна «Ошибки топ – менеджеров ведущих корпораций анализ и практические выводы». Ну и выражу надежду на продолжение диалога со всеми, кому интересна данная тема.

С уважением.

Генрих Лемке

Возврат в начало

Коммерческая разведка и информационная неопределенность

Как и в предыдущем проекте на страницах этого сайта мы постараемся рассмотреть роль и место коммерческой разведки:

*                  в выявлении и предотвращении возможных ошибок управленческого звена;

*                  некоторые специфические функции, позволяющие осуществлять поиск новых возможностей для бизнеса;

*                  возможности прямого или косвенного влияния на некоторые неблагоприятные факторы внешней среды.

Практика российского бизнеса, свидетельствует о том, что весьма часто предприниматели (топ – менеджмент) вынуждены принимать важные управленческие решения в ситуации, когда значительные объемы достоверной информации о происходящих (прошедших или наступающих) событиях выпадают из поля зрения. В различных ситуациях это вызвано различными причинами, однако, именно такое положение вещей и является ярко выраженной – ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ.

Основным средством «БОРЬБЫ» с ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ является целенаправленная (т.е. направленная на строго определенные цели) исследовательская или, если угодно, разведывательная деятельность, направленная на выявление и устранение информационных пробелов.

Насколько часто возникает ситуация информационной неопределенности? Анализ различных ситуаций в разных сегментах рынка свидетельствует о некоторых закономерностях. Вполне естественно, что информационная неопределенность возникает, когда предприниматель сталкивается с чем – то новым – доселе неизвестным.

В бизнесе такие ситуации, как правило, возникают:

*                  когда предприниматель (коммерческая организация) разрабатывает новый товар (проект) или выходит (ищет выходы) на новые рынки сбыта и вступает на terra incognito, включающую новые, ранее неизвестные, факторы влияния внешней среды;

*                  когда terra incognito вторгается в сферу устоявшегося бизнеса, изменяя ранее действовавшие факторы влияния внешней среды. Речь идет об изменениях рыночной среды в результате появления новых технологий, изменения законодательства, политических, экономических и социальных изменений и т.п. и необходимостью адаптации организации (предпринимателя) к этим изменениям;

*                  когда факторы влияния внешней среды изменяются под возрастающим влиянием деятельности основных или вновь появившихся конкурентов;

*                  наконец, когда предприниматель вступает на terra incognito не осознанно и в силу этого не всегда может адекватно воспринимать новые факторы угроз или возможностей. В подавляющем большинстве случаев такие ситуации возникают в процессе слияния или поглощения различных (а впрочем, и однородных) коммерческих структур.

Допускаю, что не все ситуации возникновения информационной неопределенности были перечислены, однако, в любом случае лучшим средством от этой напасти являются ее целенаправленные исследования. Аксиома военного дела – «Ни шагу без разведки – закон войны», становится все более актуальной и для бизнеса.

Информационно – аналитическое обеспечение бизнеса методами коммерческой разведки становится приоритетом в вопросах выживаемости и достижения поставленных стратегических целей.

Возврат в начало

Ошибки топ – менеджеров с позиций коммерческой разведки

При всем уважении к книге Сидни Финкельштейна необходимо отметить, существуют апробированные и проверенные временем методики минимизации ошибок управления. Более того методики эти прошли «обкатку» в самых экстремальных обстоятельствах.

Речь, конечно же, о методиках заимствованных в сфере военного дела. Относиться к ним можно по – разному, однако, в процессе естественной эволюции, в различных военных конфликтах, «выживали» и пополняли арсенал методов и средств наиболее простые и эффективные методики, позволявшие весьма результативно бороться с различными видами и формами информационной неопределенности.

Казалось бы, в арсенале предпринимателей и топ – менеджеров появилось универсальное средство минимизации управленческих ошибок и других скрытых изъянов управления, если бы не одно НО.

Свои основные, и часто самоубийственные, ошибки предприниматели и топ – менеджеры нередко совершают находясь в здравом уме, вполне отдавая себе отчет в происходящих изменениях и понимая, что не владеют, в достаточной степени, необходимой информацией. Впрочем, именно об этом рассказывает книга «Ошибки топ – менеджеров ведущих корпораций анализ и практические выводы».

С непрофессиональной классификацией основных ошибок управления Вы можете ознакомиться в разделе «Ошибки управления» на сайте: «Эффективный менеджмент в условиях информационной неопределенности».

Условно, ошибки управления можно разделить на две большие группы:

*                  ошибки, совершенные в результате отсутствия (неумения распознать и идентифицировать новые угрозы и возможности для бизнеса) достоверной информации о тех или иных неблагоприятных факторах влияния внешней среды;

*                  ошибки, совершенные сознательно. Предприниматель (топ – менеджмент) осознает происходящие изменения, получает своевременную информацию об угрозах и рисках, однако принимает важные управленческие решения, руководствуясь личным опытом игнорируя неблагоприятную информацию и события. Другими словами – виной всему пресловутый человеческий фактор.

Конечно, мы еще вернемся к некоторым ошибкам управления более подробно, однако, необходимо отметить – в ряде случаев, прямо зависящих от упомянутого «человеческого фактора», коммерческая разведка не способна решать проблемы достижения стратегического превосходства. Особенно это касается тех случаев, когда предприниматель (топ – менеджмент) склонен принимать решения исключительно на основании личного опыта, игнорируя любую информацию, показывающую ошибочность предпринимаемых действий.

Возврат в начало

О «доблестных» разведчиках и «коварных» шпионах

Затрагивая тему специальных исследований, а если быть более точным коммерческой разведки невозможно обойтись без устоявшихся стереотипов. Итак, разведчики и шпионы, понятно, что «доблестный разведчик» – это «наш человек в Гаване», а «коварный шпион» – их человек в нашей организации. И все же смею утверждать – коммерческая разведка имеет с промышленным шпионажем очень мало общего, хотя и пересекается, прежде всего, в некоторых методиках, с этим весьма древним промыслом.

Законно ли осуществлять специальные исследования некоторых вопросов, напрямую связанных с бизнесом (говоря иначе коммерческой разведкой)?

Ответ на этот вопрос отчасти дает Федеральный закон «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ».

Позволю себе процитировать пункт 2 статьи 4 из Федерального закона № 98 «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ», принятого Государственной думой 9 июля 2004 года и подписанного Президентом Российской Федерации 29.07.04., который гласит:

2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.

Безусловно, к Вам не будет никаких претензий со стороны государства, если Вы не будете допускать в своих исследованиях противозаконных действий и деятельности. Другое дело сторона, считающая себя «пострадавшей», либо не получившей изначально планируемой выгоды. Вполне естественно, что Ваши оппоненты предпримут любые действия дабы привлечь Вас к какой либо ответственности. Именно поэтому, а также в целях эффективности коммерческая разведывательная деятельность – деятельность негласная.

Любые разговоры, например, апологетов «конкурентной» разведки об открытой и гласной (прежде всего открытой для Ваших оппонентов) разведывательной деятельности, являются всего лишь разговорами. Важнейшим требованием, предъявляемым к разведывательной деятельности, во все времена являлась – скрытность.

Осуществляя информационно – аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности коммерческая разведка решает целый ряд важнейших проблем напрямую связанных с комплексным управлением стратегическими и тактическими предпринимательскими рисками. Впрочем разговор об этом впереди.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ | TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE |

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС | ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ | РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Hosted by uCoz