ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС

ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

О некоторых возможностях влияния на факторы внешней среды

«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»

«Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются»

«Весь Мир театр, а мы в нем режиссеры»

О некоторых возможностях влияния на факторы внешней среды

В чем прелести и недостатки современных учебников по менеджменту, а если быть более точным, то по стратегическому менеджменту? Если Вы откроете, практически любой, за малым исключением, современный учебник, то практически наверняка встретите тезисы и положения, касающиеся весьма ограниченных возможностей влияния коммерческой структуры на факторы внешней среды.

Позволю напомнить, что в теории менеджмента внешнюю среду понимают как совокупность всех элементов, существующих вне границ организации и оказывающих на ее деятельность прямое или косвенное воздействие. Различают два глобальных сектора внешней среды:

*                  глобальна среда (макроокружение) включает в себя те сектора, которые могут и не оказывать прямого воздействия на повседневную деятельность фирмы, но влияют на нее косвенным образом: экономика, социальная сфера, политика, технологическая сфера;

*                  рыночная среда (микроокружение) – сектора, с которыми организация взаимодействует непосредственно в процессе повседневной деятельности: покупатели, поставщики, партнеры, конкуренты, контролирующие и правоохранительные органы.

Если теория менеджмента и допускает некоторую степень возможности влияния организации на сектор микроокружения (рыночной среды), то в отношении сектора макроокружения (глобальной среды) она (теория) более категорична. А между тем возможности влияния на сектор макроокружения могли бы предоставить организации неоспоримые преимущества в сфере своей деятельности.

Можно было бы согласиться с теоретиками и смириться, но более совершенная, во всяком случае на мой субъективный взгляд, система управления не только предполагает активное влияние на глобальную среду, но и имеет длительный практический опыт такого влияния.

Речь, как Вы догадались, вновь идет о военном искусстве.

«Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром.

Война – это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что – нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем – нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него всего полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.»

(Сунь – Цзы «Искусство войны»)

В качестве средства влияния на глобальные – стратегические сектора внешней среды выступали специальные операции информационного характера, часто подкрепляемые конкретными – демонстративными действиями для подтверждения продвигаемой информации.

В практике специальных служб такие операции более известны под термином «активные мероприятия», а сфера их применения и использования, в том числе по объектам воздействия, получила название «Театр специальных операций».

Примером упомянутых активных мероприятий могут служить широко известные операции по глобальной дезинформации противника от ставших хрестоматийными операций «Трест» и «Монастырь», до уже упоминавшихся операций «Нордпол» («Северный Полюс»), «Минсмит», «Телохранитель».

Но возможно ли проведение аналогичных операций в бизнесе?

Возврат в начало

«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»

На самом деле, если уважаемый посетитель был более внимателен, неполное описание специальных операций информационного характера уже встречалось на страницах данного сайта. Если вновь вернуться на страницу: «Особенности коммерческой разведки», то в разделе «Как распознать враждебную деятельность дефензивы?» в самых общих чертах дано описание активного мероприятия.

Что необходимо знать для успешного осуществления операций подобного рода?

Вновь обратимся к классикам военной стратегии.

«Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это

(Сунь – Цзы «Искусство войны»)

Не будем воспринимать данный совет буквально. Речь не идет об убийствах и прямом нападении. Разговор о том, что необходимо узнать как можно больше о руководстве, топ – менеджменте организации Вашего оппонента. О стратегах оппонента, принимающих управленческие решения и самих стратегиях, применяемых ими в бизнесе. Необходимо оценить организацию оппонента как минимум по следующим критериям:

*                  личностные особенности лиц, принимающих ключевые управленческие решения (Какими мотивами и принципами при принятии решений руководствуются? Из каких источников черпают информацию? Каким стратегиям отдают предпочтения);

*                  прошлые достижения и ошибки компании оппонента;

*                  группы консультантов, работающих с топ – менеджментом компании оппонента;

*                  принципы и воззрения руководства, насколько они отражают реальную картину окружающего и способность руководства идентифицировать реальную информацию от скорректированной;

*                  быстрота реакции топ – менеджмента к адаптации на изменения внешней среды.

Вероятно, многие посчитают, что сбор такой информации либо невозможен, либо занимает очень много времени и требует весомых материальных затрат. И снова ошибутся. Ключ к ответу на многие вопросы заключен в прошлой и настоящей деятельности компании оппонента. При грамотном стратегическом анализе ответы на многие вопросы могут быть получены из вторичных (открытых) источников, без использования дорогостоящих и долгосрочных методик и безагентурным путем.

Владея информацией:

*                  о внутренних убеждениях руководства оппонента;

*                  об источниках информации, которым оппонент доверяет;

*                  о системе информационных коммуникаций;

*                  о консультантах, которым оказывается доверие;

*                  о прошлых достижениях и провалах;

*                  ну и конечно о текущих и перспективных тенденциях бизнеса,

вполне реально, с помощью известных методик подготовить и продвинуть оппоненту слегка скорректированную информацию, используя которую он совершит (или не совершит) выгодные Вам действия. Ну, а если подготовленную Вами информацию доведут до «клиента» его консультанты, также воспринимающие информацию как истинную, можно не сомневаться, что степень доверия к ней возрастет в геометрической прогрессии.

«Зрелищ, зрелищ» – требовала исступленная толпа!!! Вам, конечно же хочется практических примеров. Ну, что же, их есть у меня.

Представьте себе некий крупный холдинг активно участвующий в биржевых операциях. В целях быстрого привлечения дополнительных средств руководство решает осуществить биржевой пул. С этой целью создаются несколько подставных игроков на бирже. Операция проходит в несколько этапов:

*                  перед началом акции в прессе появляется несколько заказных статей;

*                  новые игроки фондового рынка начинают сбрасывать небольшие партии акций;

*                  следует ряд «успокаивающих» пресс – конференций;

*                  новые игроки фондового рынка начинают массовый сброс акций, цена на которые резко падает;

*                  мелкие и средние держатели ценных бумаг начинают избавляться от обесценивающихся акций;

*                  контролируя ситуацию на бирже, холдинг начинает массовую скупку акций по низкой цене.

Знакомая ситуация? Конечно подобные операции тщательно планируются и, к сожалению, приводят к разорению большого количества мелких и средних держателей ценных бумаг.

Свежий пример активных мероприятий в бизнесе – спровоцированный летний банковский кризис. Одна из основных целей – империя господина Фридмана (банк «Альфа») и похоже дело совсем не завершено, о чем свидетельствует недавний «наезд» на компанию «Вымпелком», также имеющую отношение к указанному господину.

О манипулировании общественным сознанием говорить не приходится, достаточно включить новости на первом или втором канале.

Планирование и осуществление активных мероприятий дело непростое, но позволяющее добиться определенных стратегических и тактических преимуществ в бизнесе.

Конечно, представленное здесь описание методики специальных информационных операций носят весьма общий характер. Планирование, подготовка и проведение таких операций, их тактика и стратегия, в каждом отдельном случае носит свой уникальный характер.

Тех, кто желает получить более предметные знания по этим вопросам вновь порекомендую посетить тренинг – семинар «Эффективный менеджмент в условиях информационной неопределенности» и позволю себе напомнить уважаемому посетителю, что подробное описание и содержание учебных программ по СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РИСК – МЕНЕДЖМЕНТУ Вы найдете на сайте: «Исследования предпринимательских рисков».

Возврат в начало

«Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются»

Представьте себя на месте руководителя «прогоревшей» компании, которому, по тем или иным причинам стало известно, что он стал «жертвой» специальной информационной операции.

Как бы Вы себя чувствовали? А что бы сделали, если бы Вам стал известен инициатор активного мероприятия – виновник всех Ваших бед?

Думаю, что представить реакцию такого человека или группы людей и их дальнейшие действия по Вашей дискредитации нетрудно. Это грозит по меньшей мере потерей деловой репутации, а в худшем случае, прямой заинтересованностью Вашими делами и бизнесом правоохранительных и иных контролирующих органов.

Заинтересованы ли Вы в этом? Что можно этому противопоставить?

Ответ дают последние события политической жизни. Нет, речь не пойдет о политической жизни, если такая вообще есть, в России.

Рассмотрим последний случай обнаружения системы прослушивающих устройств в одном из представительств ООН в Бельгии.

Эксперты, осуществившие демонтаж прослушивающей системы в зале, где политики и политические лидеры имели обыкновение вести кулуарные разговоры, сошлись во мнении, что аппаратура изготовлена в одной из стран, ранее входивших в страны «Варшавского договора» (возможно и в России). Однако, указать конкретного виновника (участника) данной акции установить невозможно, поскольку спецслужбы часто используют аппаратуру стран вероятного противника, в целях отведения от себя любых подозрений.

Полагаю, что комментарии здесь излишни. Повторюсь лишь, что секретность одно из ключевых требований к специальной исследовательской деятельности.

Заполучить большое количество врагов, особенно по глупости или неосторожности дело не хитрое. Гораздо больше усилий, и, прежде всего, интеллектуальных приходиться затрачивать, чтобы не давать даже повода к появлению врагов. Однако именно эти усилия приносят наибольшие дивиденды информационного плана и обеспечивают выживаемость и стратегическое превосходство в бизнесе.

В заключение данного раздела снова приведу слова классика военной стратегии.

«…нет дел более секретных, чем шпионские.

…нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами

(Сунь – Цзы «Искусство войны»)

Возврат в начало

«Весь Мир театр, а мы в нем режиссеры»

Обсуждая проблемы театрального искусства, особенно когда дело касается такого специфического театра, как театр специальных операций невозможно обойти стороной вопросы этики и морали.

Не знаю как в бизнесе, а военном деле и в разведке главным критерием является эффективность:

*                  вскрыть расположение противника;

*                  его состав и группировку;

*                  особенности вооружения;

*                  используемую тактику и стратегию;

*                  характер его действий (деятельности);

*                  его планы и намерения (это пожалуй самое основное).

Конечно, говорить об этике и морали в военном деле, наверное, неразумно. Слишком большие ставки поставлены на кон. В случае военного поражения страна (государство) может прекратить свое существование. Поэтому на войне речь об этике и морали не заходит, ну разве что только в военном конфликте в Чечне. Хотя о чем это я. Извините. Забыл, что у нас там мирный процесс.

Итак, задача вооруженных сил эффективно и без колебаний устранить внешнюю угрозу и уничтожить агрессора. В противном случае гибель государства, ну там смена правительства и т.п.

Ну, а что угрожает коммерческой структуре в случае неспособности отразить внешние риски и угрозы или использовать возможности? Ну, она (компания) просто прекратит существование, правда при этом, будем надеяться, никто не погибнет. В конечном итоге оставим на суд предпринимателя решать, что важнее этика или эффективность.

Один из распространенных синдромов отечественных бизнесменов – синдром «жертвы», покорно бредущей на убой. Между тем, желающим добиться успеха, необходимо заполучить или привить себе другой синдром. Синдром – охотника.

«Охотник добывает дичь не потому, что устанавливает ловушки, и не потому, что знает распорядок своей добычи, но потому, что сам не имеет никаких распорядков. И в этом его единственное решающее преимущество. Охотник не уподобляется тем, на кого он охотится. Они скованы жесткими распорядками, путают след по строго определенной программе, и все их причуды легко предсказуемы. Охотник же свободен, текуч и непредсказуем…»

(Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстланд»)

Военное искусство органично включает в себя искусство разведки, открывающее возможности эффективного управления противником с помощью информации и интеллекта.

Возможно ли использование подобных возможностей в бизнесе?

При наличии желания, знании тонкостей методики и профессиональной исследовательской команды это вполне посильная задача, позволяющая минимизировать риски и использовать возможности с высокой степенью безопасности для коммерческой структуры.

Почувствуйте себя в роли режиссера театра специальных операций.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ | TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE |

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС | ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ | РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Hosted by uCoz