ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС

ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

TERRA INCOGNITO and INTELLIGENCE

И снова о военной стратегии и военном искусстве

Коммерческая разведка против terra incognito

Terra incognito и разведывательное обеспечение

Не выгляди броско – это привлекает огонь противника

И снова о военной стратегии и военном искусстве

«Кто – еще до сражения – побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто – еще до сражения – не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много – побеждает; у кого шансов мало – не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня – при виде этого одного – уже ясны победа и поражение.

… Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы двигались и побеждали, совершали подвиги, превосходя всех других, потому что все знали наперед.

Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем заключения по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание наперед можно получить только от людей, знакомых с положением противника.

Поэтому для армии нет ничего более близкого чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские.

… Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.»

(Сунь – Цзы «Искусство войны»)

Когда речь заходит о военном искусстве очень часто приходиться сталкиваться с известной долей скепсиса. Ну в самом деле о каком искусстве идет речь? Разве можно сравнивать, например, искусство живописи, музыки или литературы с «грубой и кровавой» работой по убийству людей и захвату чужой (ну или освобождения своей) территории?

Однако, если заглянуть в суть проблемы военной деятельности, то можно утверждать, что военное искусство – это искусство управления людьми, причем в самых экстремальных и опасных ситуациях. Естественно, что с древнейших времен, еще довоенной эпохи, уже во времена первобытных охотников, когда речь шла больше о пропитании, нежели о захвате чужих территорий, перед человеком возникло несколько проблем:

*                  совершенствования системы управления, что позволяло гораздо эффективнее добывать добычу;

*                  минимизация рисков, что подразумевало некоторые исследования, например поведения добычи, в целях получения некоего преимущества перед последней и позволяло обезопасить, в известной мере, жизни охотников.

Позднее, когда вооруженное противостояние возникло уже между homo sapiens, кстати, имевших способности к обучению и развитию, значение разрешения указанных проблем возросло многократно.

И все же с большой долей вероятности можно утверждать, что с момента осознания человеком необходимости совершенствования системы управления, вооружения и минимизации рисков (для человека или группы людей), и возникло военное искусство, включающее в себя искусство воинское (т.е. мастерство владения оружием).

Учитывая глобальную значимость для государства (народа) состояния ее вооруженных сил, стоит ли удивляться тому, что арсенал практически всех армий стран мира включает наиболее передовые (конечно для каждой страны) технологии и методики. Это относится и к вооружению, и, как бы странно это не звучало, к системам управления, включающим вопросы минимизации внешних угроз.

Трактат «Искусство войны» был создан выдающимся стратегом Сунь – Цзы чуть более 2500 лет назад. За это время военное искусство прошло свой эволюционный путь, в том числе в сфере минимизации угроз и использования возможностей.

Каким образом, возможно максимально минимизировать риски и угрозы? Представьте себе, что Вам известно то, что произойдет в ближайшем или более отдаленном будущем. Располагая таким знанием можно не только заранее подготовиться к надвигающимся событиям, но и предупредить их, совершив необходимые действия. Конечно, речь не идет о некоем всеобщем знании, а всего лишь о действиях некоторых Ваших основных оппонентов.

Здесь мы снова возвращаемся к предисловию – трактату «Искусство войны». Именно поэтому практическое большинство современных стран осуществляют, по меньшей мере, два вида разведки, военную и политическую (экономическую, научно – техническую и иные виды разведки оставим за рамками нашего обсуждения).

Можно ли обладать превентивной информацией в бизнесе, а вернее на бизнес – пространстве?

НЕВОЗМОЖНО!!! Скорее всего, скажет неискушенный посетитель. И ошибется.

Возврат в начало

Коммерческая разведка против terra incognito

Во время получения своего первого высшего образования, нам, курсантам одного из военных ВУЗов, в качестве учебного пособия предлагалось изучить книгу Р.Г. Симоняна «Разведка в боевых примерах». В данном, кстати не секретном, пособии разбирались конкретные примеры разведывательного обеспечения советских войск в период Второй Мировой войны.

К сожалению, по всей видимости, еще не пришло время создания исследования по теме «Коммерческая разведка в практических примерах». Дело здесь вовсе не в отсутствии таких примеров, а в том, что:

*                  во – первых прошло еще не так много времени с начала активного использования новых возможностей российским бизнесом, а потому описание даже должным образом обезличенных примеров, может однозначно идентифицировать коммерческие структуры, использующие такие возможности;

*                  во – вторых отношение общества к использованию этих возможностей весьма неоднозначно, а потому имеется вероятность нанесения ущерба репутации некоторым коммерческим структурам.

Однако, как говорится в фильме – пародии «Две сорванные башни» – «…И тем не менее сейчас состоится презентация. Пенсионеров лечим бесплатно. Студентам и беременным – скидка 50%».

Рассмотрим использование возможностей коммерческой разведки в различных ситуациях информационной неопределенности, требующих принятия управленческих решений по аналогии с военным искусством.

Ситуация 1:

*                  когда предприниматель (коммерческая организация) разрабатывает новый товар (проект) или выходит (ищет выходы) на новые рынки сбыта и вступает на terra incognito, включающую новые, ранее неизвестные, факторы влияния внешней среды.

В воспоминаниях многих советских полководцев о начале войны можно встретить много схожих моментов о ситуации, предшествующей немецкому вторжению. По странному стечению обстоятельств многие из этих воспоминаний подтверждают версии «перебежчика» Резуна, пишущего под псевдонимом Суворов.

Итак, накануне войны по приказу советского командования командиры боевых частей в составе рекогносцировочных групп выдвигались на «новую», после раздела Польши и Белоруссии, «советско – германскую» границу. Поясню, рекогносцировочная группа, как правило, группа офицеров взаимодействующих подразделений производит рекогносцировку (разведку) незнакомой местности для последующей организации боевых действий, построения системы огня и т.п. При этом, по воспоминаниям наших полководцев, бывало немало случаев, когда советские рекогносцировочные офицерские группы сталкивались с аналогичными рекогносцировочными группами германского вермахта.

Вывод:

Прежде чем вторгаться на terra incognito в виде нового проекта, товара или услуги, выхода на новые рынки сбыта – Ваша исследовательская команда должна провести целенаправленную работу по выявлению новых угроз, рисков и возможностей на новом или обновленном бизнес – пространстве.

Ситуация 2:

*                  когда terra incognito вторгается в сферу устоявшегося бизнеса, изменяя ранее действовавшие факторы влияния внешней среды. Речь идет об изменениях рыночной среды в результате появления новых технологий, изменения законодательства, политических, экономических и социальных изменений и т.п. и необходимостью адаптации организации (предпринимателя) к этим изменениям.

Немногим известно, что в составе танковых частей германского вермахта воевало много трофейной техники. Впрочем, тоже самое можно сказать и о кадровых частях красной армии, использовавшей захваченную германскую военную технику. Война вообще глобальный двигатель развития новых технологий. Модернизации и нововведениям подверглась вся техническая и технологическая сторона вопроса практически всех воюющих держав, в авиации, танко и машиностроении, радиоэлектронике, ракетостроении и, наконец, появление атомного оружия, кардинально изменили расстановку сил на политической и военной карте мира.

Для того, чтобы быть в курсе происходящих изменений, не отстать в техническом и технологическом плане от противника, постоянно осуществляют свою деятельность подразделения технической и научно – технической разведки.

Вывод:

Ваша исследовательская команда должна постоянно отслеживать риски и возможности, связанные с появлением новых технологий и иных изменений способных оказать на Ваш бизнес значительное влияние. Это позволит успешно адаптироваться к изменениям внешней среды и избежать попадания в зону terra incognito.

Ситуация 3:

*                  когда факторы влияния внешней среды изменяются под возрастающим влиянием деятельности основных или вновь появившихся конкурентов.

Несмотря на преуменьшение отечественными историками значения «второго фронта», открытого англо – американскими войсками в 1944 году, все же приходится признать, что это существенно приблизило окончание войны, может быть и не Второй Мировой в целом, но во всяком случае войны с германским фашизмом. Учитывая успешно проведенные британской морской разведкой операции по дезинформации «Мясной фарш» («Минсмит») и «Телохранитель», можно утверждать, что высадка в Нормандии стала большим сюрпризом для немецкого командования.

Вывод:

Ваша исследовательская команда должна установить (выявить) приоритетных конкурентов (оппонентов) для вашего бизнеса. Конкурентов (оппонентов) способных доставить Вам неприятности, причем не только в плане прямых посягательств на Ваш бизнес, но и предлагающих конкурирующую продукцию (см. Ситуацию 2 и Вывод). Активно отслеживайте (изучайте) деятельность, товар, производство и систему управления оппонентов. В этом случае их деятельность и ее последствия не застанут Вас врасплох.

Ситуация 4:

*                  когда предприниматель вступает на terra incognito не осознанно и в силу этого не всегда может адекватно воспринимать новые факторы угроз или возможностей. В подавляющем большинстве случаев такие ситуации возникают в процессе слияния или поглощения различных (а впрочем, и однородных) коммерческих структур.

При освобождении Западной Украины и Прибалтийских республик, вошедших в состав СССР незадолго до начала войны, советская власть столкнулась с активным вооруженным сопротивлением. Население указанных республик не забыло последствий установления советской власти, а именно массовые репрессии против мирного населения. В отдельных частях Западной Украины, Бессарабии, Прибалтийских республик вооруженное сопротивление продолжалось вплоть до 1958 года.

Вывод:

При слияниях и поглощениях однородных, по профилю бизнеса коммерческих структур, а тем более отличных от Вашей сферы бизнеса, Ваша исследовательская команда должна заранее заняться тщательным изучением угроз, рисков и возможностей поглощаемой структуры. Следует учитывать, что даже у однородных по профилю бизнеса организаций риски, угрозы и возможности могут весьма отличаться от известных Вам по личному опыту. Осведомленность о факторах внешних угроз и возможностей поглощаемой структуры, позволит Вам избежать ситуации неосознанного вступления в зону terra incognito. В противном случае достижение эффекта синергии (достижения дополнительных стратегических преимуществ за счет реализации нескольких направлений бизнеса в рамках одной компании) становиться невозможным.

Конечно, рассмотренные возможности носят весьма общий характер, но представить их иначе невозможно, поскольку каждая возможность использования специальных исследований в бизнесе носит свой неповторимый и уникальный характер.

Тем же, кто желает получить более конкретные знания по практическому применению специальных исследований, рекомендую посетить тренинг – семинар «Эффективный менеджмент в условиях информационной неопределенности».

Подробное описание и содержание учебных программ по СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РИСК – МЕНЕДЖМЕНТУ Вы найдете на сайте: «Исследования предпринимательских рисков».

Возврат в начало

Terra incognito и разведывательное обеспечение

При рассмотрении использования возможностей коммерческой разведывательной деятельности нельзя не затронуть вопросы разведывательного обеспечения, имеющего одно из важнейших значений в достижении стратегических целей организации и достижения стратегического превосходства на бизнес пространстве в целом.

Необходимо учитывать, что коммерческое разведывательное обеспечение осуществляется ПОСТОЯННО, это позволяет избежать очень многих неприятностей.

Несколько слов о внезапных событиях и обстоятельствах непреодолимой силы.

Многие ли помнят обстоятельства гибели «легендарного» командира гражданской войны Александра Пархоменко? А не менее «легендарного» Василия Ивановича Чапаева?

Попытаемся вспомнить – это напрямую связано с нашей темой. По воспоминаниям очевидцев Александр Пархоменко возвращался в свою ставку, когда ВНЕЗАПНО был атакован махновцами и погиб во время встречного боя.

Василий Иванович Чапаев находился в своем штабе, когда подразделение белогвардейцев вырезало охранение (выполняющего в обороне разведывательные функции) и ВНЕЗАПНО атаковало расположение штаба 25 (Чапаевской) дивизии.

Что объединяет два представленных ВНЕЗАПНЫХ события? В обоих случаях ВНЕЗАПНОСТЬ события объясняется отсутствием достоверной, и тем более, превентивной информации, правда во втором случае вина, в большей степени, относится к организации надлежащего охранения (читай разведки).

История мировых войн, глобальных и локальных конфликтов изобилует примерами поражений, произошедших либо из – за отсутствия организованного сбора информации о положении и деятельности противника, либо из – за игнорирования имеющейся достоверной информации о происходящих событиях (ярчайший пример, начало Великой Отечественной войны).

Все сказанное можно в равной степени отнести и к обстоятельствам непреодолимой силы. Практика свидетельствует, что в большинстве случаев гибельные обстоятельства непреодолимой силы происходят в тех случаях, когда информация о возможных осложнениях либо отсутствует, либо игнорируется. По дошедшим до нас воспоминаниям Платона за две недели до происшествия, город Помпеи покинули птицы, за 4 – 5 дней собаки и кошки, а домашняя скотина вела себя тревожно, однако эти события не убедили большинство жителей города о надвигающейся катастрофе.

За время своего существования человечество накопило информацию о различного рода природных катаклизмах (землетрясения, цунами, тайфуны, извержения и т.п.). Как правило, они имею место быть в довольно ограниченных регионах или в определенное время года. Если же рассматривать рукотворные катаклизмы, например, военные (или вооруженные выступления) конфликты, то и они, как правило, не возникают на пустом месте и всегда имеется информация, которую можно найти и использовать.

Возможно, Вы спросите, какое отношение все это имеет к бизнесу?

Самое непосредственное. В бизнесе, как и в любом другом виде деятельности, претерпевающем порой весьма значительные изменения и воздействия факторов внешней среды по ходу своего развития, коммерческое разведывательное обеспечение имеет первостепенное значение.

Практика бизнеса полна примеров, когда в ходе разработки и реализации долговременных бизнес – проектов выяснялось, что к моменту воплощения проекта в жизнь он полностью или частично терял свою актуальность из – за изменения ситуации на рынке. Причиной подобных провалов является с одной стороны фактор времени (от момента идеи до воплощения проекта может пройти весьма значительный отрезок времени), а с другой – не принятие во внимание (отсутствие системы сбора информации) активных факторов внешнего влияния на бизнес (новые технологии, товары, услуги, изменение потребностей потребителей и т.п.).

Результат – провал, возможно, перспективного направления бизнеса.

Еще одним существенным аспектом информационно – аналитического обеспечения выступает фактор конкуренции – как двигателя прогресса.

Когда Вы выводите на рынок новый продукт, не важно товар или услугу, что делают Ваши конкуренты?

Если новый товар имеет спрос, Ваш конкурент попытается вывести на рынок нечто конкурентоспособное. В этих целях возможна закупка Вашего продукта конкурентом, инженерный (или иной) анализ и создание нового продукта, включающего все лучшее из Вашего прототипа плюс все новое (технологии и т.п.) и передовое на текущую дату. Именно так создаются, модернизируются и обновляются новые современные продукты и товары (в качестве наглядного примера можно рассмотреть частоту обновления модельного ряда компьютеров или телефонов сотовой связи различных фирм).

Процессы отслеживания текущих и перспективных рыночных изменений лежат в плоскости постоянного информационно – аналитического обеспечения бизнеса любой коммерческой или производственной организации, стремящейся удерживать лидирующее положение на рынке.

Возврат в начало

Не выгляди броско – это привлекает огонь противника

«…нет дел более секретных, чем шпионские.»

(Сунь – Цзы «Искусство войны»)

Необходимости обеспечения секретности любой специальной исследовательской деятельности посвящено немало открытых и закрытых публикаций. С историческими прецедентами Вы можете ознакомиться на сайте: «Эффективный менеджмент в условиях информационной неопределенности» в разделе: Ошибка «Зингера» или почему молчание – ЗОЛОТО».

Почему в указанной сфере необходимо соблюдать повышенный режим конфиденциальности и секретности? Имеется, по меньшей мере, семь причин свидетельствующих в пользу такой необходимости:

*                  повышение эффективности специальных исследований.

Вы сможете узнать о проблеме больше и глубже, если окружающие не будут осведомлены о Ваших конечных целях и устремлениях.

*                  Повышение эффективности и прибыли при внедрении (освоении нового рынка) нового продукта.

Обусловлено «внезапностью» появления для Ваших оппонентов нового товара (выхода на новые рынки), при условии соблюдения конфиденциальности с Вашей стороны.

*                  Ускорение процесса принятия важных управленческих решений и адаптации к изменениям внешней среды.

*                  Минимизация рисков, связанных с целенаправленными дезинформационными мероприятиями оппонентов.

*                  Недопущение нанесения ущерба деловой репутации коммерческой структуры.

Особенно со стороны оппонентов, считающих себя «пострадавшими» от Ваших исследований.

*                  Недопущение неправомерных «наездов» со стороны правоохранительных и контролирующих органов.

Например, по факту осуществления Вашей организацией акций промышленного шпионажа, а об этом, будьте уверены, «позаботятся» оппоненты, прознавшие о ваших исследовательских возможностях.

*                  Повышение эффективности все коммерческой деятельности компании.

Коммерческая разведка является мощным и высокоэффективным инструментом, обеспечивающим выживаемость и коммерческий успех организации. Нельзя забывать, что одним из важнейших требований к этому виду деятельности является скрытность. Пренебрежение этим требованием не раз ставило организации и коммерческие, и военные, и государственные на грань краха или уничтожения. Потери моральные и материальные могут быть весьма значительными.

На поле брани не стоит выглядеть броско – это привлекает губительный огонь артиллерии противника.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ | TERRA INCOGNITO AND INTELLIGENCE |

16 СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ СВОЙ БИЗНЕС | ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ | РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Hosted by uCoz